ФГТ и ФГОС: решение проблемы преемственности

 

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) разрабатывается впервые в  российской истории в соответствии с  требованиями вступающего в  силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в  Российской Федерации». В  соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом будут разработаны примерные образовательные программы, которые будут направлены на  разностороннее развитие детей дошкольного возраста с  учётом их  возрастных и  индивидуальных особенностей, в  том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и  достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на  основе индивидуального подхода к  детям дошкольного возраста и  специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и другие особенности народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организаций.

ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  3. результатам освоения Программы.



В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт поощряет вариативность форм дошкольного образования: от привычных детских садов до семейных групп и даже воспитания в семье.

В основе стандарта лежит поддержка разнообразия детей и детства, политический детоцентризм, то есть обязательство государства учитывать интересы ребенка при принятии любого политического, экономического и иного решения. Государство обязуется обеспечить общедоступность дошкольного образования детей, привлечь в эту сферу бизнес.

Основой воспитания дошкольника должно стать его включение в разные виды деятельности, в том числе в игровую, которую далеко не всегда умеют организовывать воспитатели и тем более родители.

Стандарт учитывает: самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; социокультурное разнообразие детства, психолого-педагогические условия. возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей, потребности, особенности и возможности  детей с ограниченными возможностями здоровья,  возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка. В детском саду нужно избегать школяризации («риск надвижения школы на детство»). Исследование, проведенное Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО, показало, что учителя начальной школы хотят получить в первый класс послушного, подготовленного ребенка, который не будет нарушать дисциплину, умеет читать, писать печатными буквами и считать хотя бы в пределах десятка. Но разработчики стандарта предлагают сместить акцент — не ребенка готовить к школе, а сделать так, чтобы учитель начальных классов был готов к обучению любого ребенка.

В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше, требования к развивающей предметно-пространственной среде - это: реализация различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации, учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предпологает укомплектованоость квалифицированными кадрами. Не секрет, что хорошее образование определяет жизненные успехи человека. Поэтому так важно, чтобы обучением и воспитанием детей дошкольного   занимались квалифицированные специалисты. Тогда обучение будет успешным, сохранится физическое и психическое здоровье детей, раскроются индивидуальные особенности ребёнка.

 

В стандарте учитываются требования к материально-техническим и финансовым условиям реализации основной образовательной программы.

 

Финансовые условия реализации Программы должны: - обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы.

 

Финансовое обеспечение реализации Программы в государственных и муниципальных организациях осуществляется с учётом распределения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между региональными и местными уровнями власти.

Важно отметить, что разработка ФГОС ведется в разрезе программы «дорожная карта». В 2013 году в муниципальном районе Постановлением Главы администрации муниципального района утверждена районная программа «дорожная карта», которая предусматривает увеличение детских садов путем реконструкции старых зданий и строительсьва новых детских садов, открытие дошкольных групп. В 2013-2018 годов планируется создать около 500 дополнительных мест ( Майский -120 детей, с.Николаевское-100 детей, Ильичевское 90 мест, Знаменка-120 мест).

 

Очень важно, чтобы тот образовательный стандарт, который сейчас разрабатывается, был стандартом не обучения, а развития ребенка.



Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    Ольга (Вторник, 05 Ноябрь 2013 12:53)

    Очень актуальный и своевременный вопрос. Я поддерживаю эту тему. Приглашаю принять участие в обсуждении данной темы.

  • #2

    Татьяна (Вторник, 05 Ноябрь 2013 14:32)

    А я лично сторонник советской системы дошкольного воспитания. инечего детей лишать детства!!!!

  • #3

    crr-ulibka (Воскресенье, 09 Февраль 2014 17:07)

    Всем спасибо за ваше неравнодушие!